Новости в индустрии медицинского оборудования

МИНЗДРАВ ИЗМЕНИТ СТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИЙ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Документ в случае его принятия заменит действующий Порядок организации ‎и производства судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) в государственных судебно-экспертных учреждениях (приказ Минздравсоцразвития №346н от 12 мая 2010 года). Среди прочего проектом приказа вводятся четыре группы судебно-экспертных организаций в зависимости от типа экспертизы и устанавливаются предельные сроки проведения освидетельствования.
Общественные обсуждения проекта приказа завершатся 22 сентября. В случае утверждения документ вступит в силу с 1 марта 2023 года и будет действовать шесть лет. В пояснительной записке к проекту сказано, что действующий порядок частично устарел, «в частности, в условиях современного развития медицины необходимо пересмотреть подходы к проведению судебно-медицинской экспертизы».
В проекте приказа прописан порядок приема, регистрации и хранения материалов СМЭ, контроля за ее ходом, определены правила работы экспертов и процедура направления объектов на исследование, а также установлено рекомендуемое штатное расписание и оснащение отделений судебно-экспертных организаций отдельно по каждой из специализаций. Кроме того, вводятся новые санитарные правила, которые в том числе учитывают принятые из-за пандемии коронавируса нормы.
Согласно проекту документа, СМЭ в России могут проводить медицинские и другие занимающиеся медицинской деятельностью организации, которые имеют лицензию на проведение работ по судмедэкспертизе, – судебно-экспертные организации (СЭО). В действующем приказе говорится о государственных судебно-экспертных учреждениях (ГСЭУ), а также экспертных подразделениях системы здравоохранения с лицензией на медицинскую деятельность по соответствующим работам.
Проект приказа определяет четыре типа СЭО по виду проводимых ими экспертиз: СМЭ трупов, СМЭ в отношении живых людей, СМЭ по материалам дела, а также СМЭ вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения, в том числе судебно-гистологическую, судебно-биологическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, биохимическую, судебно-химическую и химико-токсикологическую.
Одна и та же организация, сказано в документе, имеет право проводить экспертизу как по всем направлениям, так и по отдельным или нескольким из них. Для каждого типа СЭО отдельными приложениями прописывается порядок осуществления экспертиз, штатное расписание и оснащение. Поправки в рекомендуемых перечнях сотрудников СЭО связаны с изменением структуры организаций СМЭ и необходимостью обеспечить работу разных типов экспертных организаций, а также ускорить проведение экспертиз. В необходимое оснащение добавили современное оборудование (например, компьютеры с возможностью подключения к интернету).
Проект документа также вводит сроки проведения СМЭ. Их определяет руководитель СЭО «с учетом сложности экспертного исследования: в пределах 30 дней, с возможностью его продления на срок до 60 дней; в случаях проведения комиссионной или комплексной экспертизы – в пределах 180 дней». При определении сроков проведения экспертизы учитывают периоды ее возможной приостановки из-за исполнения ходатайств (например, о предоставлении дополнительных материалов). Кроме того, сроки проведения СМЭ могут быть продлены «при одномоментном увеличении объема поступающих в структурное отделение экспертиз, в том числе при чрезвычайных ситуациях». Ранее время, отводимое на осуществление экспертизы, определялось в постановлении о назначении СМЭ.
Новым порядком «при невозможности проведения экспертизы» допускаются исключения, которые позволят руководителю СЭО с согласия органа или уполномоченного, назначившего ее, увеличивать срок освидетельствования фактически без ограничений.
На данный момент высокая продолжительность СМЭ является серьезной проблемой, рассказал старший юрист уголовно-правовой практики Антон Любимов. По его мнению, новый порядок в определенной степени решит этот вопрос, но полностью задержки в проведении экспертиз не исчезнут. Для этого необходимо справиться с перегруженностью отдельных экспертных учреждений, куда следственные органы направляют экспертизы со всей России, считает адвокат Иван Александров. В 2020 году в Минздраве озвучивали намерение ограничить срок проведения экспертизы. «Данный пробел вызывает существенные затруднения при планировании деятельности при производстве судебно-медицинских экспертиз», – отмечали тогда в ведомстве. Однако корректировки в действующий порядок так и не были внесены.
Также в проекте документа изменены некоторые технические детали организации экспертиз. Например, вести журнал регистрации приема материалов для исследования нужно будет в электронной форме «в медицинской информационной системе СЭО» (бумажный носитель не отменен). Если в СЭО доставили труп человека, скончавшегося в медучреждении, без раскрывающих состояние его здоровья документов, начало исследования тела можно будет отсрочить.
Если у специалиста есть подозрение, что труп подвергся воздействию радиации, то экспертизу должны приостановить, а эксперт должен сообщить об этом заведующему отделением и главе СЭО. Последний должен передать информацию органам власти региона. Порядок исследования таких тел входит в юрисдикцию Федерального медико-биологического агентства. Кроме того, в документе сказано, что экспертиза трупа должна проводиться «с соблюдением достойного отношения к телу умершего и максимально возможным сохранением его анатомической формы», а после исследования труп следует омыть водой.
В августе 2021 года руководитель бюро СМЭ Ивановской области, вице-президент Ассоциации медицинского права России Сергей Ерофеев сообщал, что за 2020 год в стране провели 5 736 экспертиз. Это в два раза больше, чем в 2016 году.

Источник: https://vademec.ru/news/2022/09/21/minzdrav-izmenit-strukturu-organizatsiy-sudebno-meditsinskoy-ekspertizy/